Трасса

Первый этап - от Старой Ладоги до Петрокрепости (крепость Орешек)
Протяженность около около 125 километров :

Зелеными точками показан путь по Староладожскому каналу, построенному при Петре I. Он по большей части зарос, и идти придется севернее, по Новоладожскому, построенному при Александре II. Если Вы ходили по Ладожским каналам или живете недалеко и можете о них рассказать, прислать фотографии - пожалуйста, напишите!

Второй этап - от Петрокрепости (Орешка) до Петропавловской крепости (68км).
От крепости Орешек (о.Ореховый, справа - Петрокрепость, ж.д.станция, слева - Шлиссельбург, город, памятник Петру) до Петропавловской крепости. По судовой карте это 68 километров.

Профиль Невы:
Профиль дна Невы
Перепад, как видим, 4-5 метров на длине 72км. Это немного, но при огромной массе воды создает приличную скорость: в среднем 3.9 км/час, у истока до 11, в районе Ивановских порогов 11, в большую воду - до 14 км/час.
Средняя скорость 3.9 километра в час - это согласно лоции, которая пишется для судов, идущих по фарватеру. Нам по нему идти запрещено, а ближе к берегу скорость течения меньше.

Для судоходства по Неве используется Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР . В нем - крупные карты, глубины, навигационные знаки, маяки... Зоны финиша и старта из этого атласа:
Зона финиша Зона старта

А для "простого смертного" одна из лучших карт издана в 1902-м году:
Нева 1902г

Как видим, в районе впадения в Неву р.Тосна, у села Ивановского, раньше был остров, перед ним - узость и знаменитые Ивановские пороги. Сейчас острова нет, от порогов осталось одно название:
Ивановские пороги
Все же скорость реки здесь возрастает до 14 километров в час, фарватер узкий, с поворотом, для крупных судов это очень сложный участок. И если во время его прохождения навстечу танкеру вываливается куча гребных лодок... Не может он уйти с фарватера, на мель сядет, и остановиться не может - течением на мель снесет, да и путь тормозной очень длинный.
Поэтому еще раз отметим: наше место - за пределами судового хода, который с обеих сторон обозначен буями. Пересекать его можно только в местах, где Нева хорошо просматривается вверх и вниз по течению, при пересечении не создавая помех идущим судам.

И современная обзорная карта Невы:
Нева new

Ото льда Нева освобождается в апреле. Потом в мае, иногда во 2-й декаде, по Неве идет ладожский лед. Но бывает, что южный ветер оттесняет его в северные шхеры, там он и тает, и второго ледохода не происходит.
Средняя многолетняя температура воды у истока Невы 15-го мая 6.5°С, 1-го июня 10,5°С, 15-го июня 14.5°С ("Ладожское озеро", атлас, СПб 2002)

Третий этап - по Фонтанке и Каналу Грибоедова.
Пока этот этап не согласован, предварительно схема участка такова:

Пересекаем Неву напротив Петропавловской крепости, входим в Зимнюю канавку, по ней проходим в Мойку, по Мойке поднимаемся до Фонтанки (синие точки на схеме). Здесь - точка СТАРТА.
От старта (красные точки на схеме) идем вниз по Фонтанке до соединения с Каналом Грибоедова (около 5 км), по каналу возвращаемся в точку старта (около 6 километров). Женские и смешанные экипажи могут срезать часть трассы по Крюкову каналу (желтые точки на схеме), для них дистанция будет на два километра короче.
По окончанию дистанции поднимаемся по Фонтанке, выходим в Неву и, спускаясь по течению Невы, возвращаемся в Петропавловскую крепость. На схеме этот участок показан зелеными точками.

На главную